Конспект НОД «Математическая сказка»
2 квартал старшая группа
Воспитатель Тихоненко Р.Н.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель
Использовать информационно-коммуникационную технологию для развития компьютерной грамотности, мелкой моторики, активизации внимания и познавательного интереса детей.
Программное содержание
1.Закрепить представление детей о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10, продолжать учить понимать значение предлогов перед и за.
2.Систематизировать знания о временах года, геометрических фигурах, об образовании и составе числа 7.
3.Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля.
4.Использовать фольклор для повышения интереса к выполнению математических действий, развивать логическое мышление.
5.Продолжать учить отвечать в краткой и распространенной форме (особое внимание уделять грамматическому строю речи, согласованию числительных с существительными).
6.Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Словарная работа
Упражнения в согласовании числительных с существительными: одно ухо, два уха, один палец, десять пальцев, одна лапка, шесть лапок.
Оборудование
Экран, ноутбук, столы, слайды к заданиям.
Раздаточный материал
На каждого ребенка набор цифр от 1 до 10; альбомный лист с изображением овала; 10 кружков красного и желтого цвета; «домик» числа 7»
Предварительная работа с детьми
Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов». Отгадывание загадок. Решение логических задач. Составление изображений из геометрических фигур. Разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки. Наблюдение за природой. Знакомство с пословицами и поговорками.
Методы и приемы
Словесные — вопросы, индивидуальные ответы детей, пословицы, поговорки, задачи.
Игровые— загадки, сюрпризный момент, игры «Четвертый — лишний» «Подбери картинку», «Сосчитай предметы», «Засели «домик» числа 7».
Наглядные — карточки-цифры «домик» числа 7, слайды.
Практические — составление изображения предмета из овала решение математической задачи пальчиковая гимнастика, выполнение заданий на интерактивной доске.
Структура занятия
I.Вводная часть — 2 минуты
Приглашение в сказку.
II.Основная часть — 25 минут
1.Игра «Расставь пропущенные числа»
2.Игровое упражнение «Дорисуй овал»
3.Игра «Четвертый — лишний»
4.Решение математической задачки.
5. Физкультурная минутка «Повтори движения»
6.Игра «Подбери картинку»
7.Игра «Сосчитай предметы»
8.Пальчиковая гимнастика.
9.Игра «Засели «домик» числа 7
III.Заключительная часть — 3 минуты.
Сюрпризный момент. Раздача угощений.
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходят в группу. Воспитатель приглашает детей сесть на свои места за столами.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Белоснежка и семь гномов». Но прежде, чем туда попасть, надо произнести волшебные слова.
Сказка, сказка, появись, Сказка, сказка, покажись.
(Демонстрирует 1-й слайд.) Помните эту сказку?
Воспитатель вместе с детьми вспоминают.
Воспитатель. «Белоснежка бродила по лесу и вдруг на поляне увидела маленький домик. Он был нарядный, как игрушка. Белоснежка вошла в дом и увидела, что в нем живут гномы. Это были Малыш, Всезнайка, Ворчун, Лежебока, Непоседа, Неженка, Профессор. Гномам Белоснежка понравилась, и они предложили остаться ей жить в их маленьком домике, та с радостью согласилась [Показывает 2-й слайд)
Шло время. Злая мачеха узнала о том, что Белоснежка жива и здорова, и решила ее погубить. Она явилась к Белоснежке в образе старушки и угостила ее яблоком, которое было отравлено. (Показывает 3-й слайд.)
Надкусив кусочек, Белоснежка замертво упала на землю.
Мачеха исчезла прочь, оставив письмо: «Белоснежка откроет глаза и встанет лишь тогда, когда гномы смогут выполнить труднейшие из труднейших, сложнейшие из сложнейших заданий» (Показывает 4-й слайд.)
Воспитатель. Ребята, что же делать?
Дети. Надо помочь гномам.
• Задание 1
Воспитатель. Злая колдунья предлагает гному Малышу расставить пропущенные числа. (Показывает 5-й слайд.)
Найди соседей
- Дети, давайте сосчитаем от одного до десяти, а затем — от десяти до одного. Дети по очереди считают. Затем воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы каждого ребенка.
Воспитатель. Назовите числа меньше пяти. (Меньше пяти — 4, 3, 2, 1.)
Назовите числа больше шести. (Числа больше шести — 7, 8, 9, 10.)
Какое число от одного до десяти самое маленькое? (Самое маленькое число — один.)
Назовите самое большое число от одного до десяти. (Самое большое число от одного до десяти — число 10).
Какие у числа шесть соседи? (Перед mm стоит число 5, за ним идет число 7.)
А у числа девять знаете соседей? (Перед числом 9 стоит 8, за ним идет 10.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием мы с вами справились.
• Задание 2
Воспитатель. Для Всезнайки колдунья приготовила задание труднее: надо назвать все геометрические фигуры. (Показывает 6-й слайд.) Какая фигура лишняя?
(1. Лишний круг, потому что квадрат, ромб, прямоугольник — четырехугольники.
Лишний ромб, он желтого цвета, а круг, прямоугольник и квадрат — синего.
3. Лишний прямоугольник, он большой, а круг, ромб и квадрат — маленькие.)
Игровое упражнение «Дорисуй овалы»
Нужно дорисовать овалы так, чтобы получились предметы.
Воспитатель. Какие предметы у вас получились?
Ответы детей.
• Задание 3
Воспитатель. Сейчас ваша помощь необходима Ворчуну: ему нужно решить математическую задачку. (Показывает 7-й слайд)
Еж спросил ежа-соседа:
Ты откуда, непоседа?
Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принес, одно несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Воспитатель задает детям вопросы и выслушивает каждого ребенка.
- Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит; сколько яблок еж уже принес? (Шесть яблок.)
- Положите у себя на столах столько же красных кружков. Сколько яблок он еще несет? (Одно.)
- Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)
- Сколько яблок получилось, когда к шести яблокам прибавили еще одно яблоко? (Получилось семь яблок.)
- Как получили семь яблок? (Было всего шесть яблок. Еж принес еще одно яблоко.
К шести яблокам прибавили одно яблоко — получили семь яблок)
• Задание 4
Воспитатель. Лежебоке нужно повторить движения, которые зашифрованы на схеме. (Показывает 8-й слайд)
Физминутка
Ему, наверное, будет очень трудно, ведь он больше любит лежать. А вы сможете повторить?
Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения.
Воспитатель. Молодцы, вижу, для вас это задание оказалось не очень сложным.
• Задание 5
Воспитатель. Посмотрим, что приготовила колдунья для Непоседы. Этому гному нужно отгадать загадки. Справитесь? Тогда внимательно слушайте.
Снег на полях.
Лед на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
взмахнет —
В лесу подснежник
расцветет (Весна)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает...
Когда это бывает? (Осенью)
Воспитатель. Молодцы! Зима, весна, лето, осень — что это, как сказать одним словом?
Дети. Времена года.
Воспитатель. Ребята, послушайте еще раз, я ничего не перепутала? Зима, лето, осень, весна...
Дети восстанавливают правильную последовательность.
Воспитатель. Молодцы! А скажите, сколько у нас времен года?
Ответы детей. Воспитатель выслушивает каждого ребенка.
Воспитатель. Колдунья загадала не только загадки, она хочет, чтобы вы к каждому времени года подобрали картинки. (Показывает 9-й слайд.)
Времена года
Воспитатель. Молодцы! А теперь ответьте на вопросы.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Как называется первый месяц зимы? (Первый месяц зимы— декабрь)
- Назовите второй месяц зимы (Январь)
- Как называется последний месяц зимы? (Последний месяц зимы - февраль)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете про зиму?
◄ Декабрь год кончает, а зиму начинает.
◄Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
◄Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.
◄Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
◄В декабре метель дорогу переймёт.
◄ Январь год начинает, а декабрь кончает
◄ Месяц январь — зимы государь.
◄Февральское солнце светит, да не греет.
◄Февраль — кривые дороги.
◄Февраль злится, но весну чует.
◄Февраль силен метелью, а март — капелью.
Задание 6
Воспитатель. А вот и испытание для Неженки. Он должен сосчитать предмет и соотнести их с цифрой.
Соотношение числа с предметами
Сколько ушей у зайца?
Соотношение числа с предметами
Сколько ушей у зайца?
Соотношение числа с предметами
Сколько лап у жука?
Соотношение числа с предметами
Сколько лап у жука?
Соотношение числа с предметами
Сколько пальцев?
Соотношение числа с предметами
Сколько пальцев?
• Задание 7
Воспитатель. Молодцы, девочки и мальчики, и с этим заданием мы справились. А вот задание для самого умного гнома — Профессора. Ученому гному потребуется внимание, усидчивость. Давайте поможем, ему так хочется быстрее увидеть Белоснежку. Его задача — вспомнить состав числа семь. (Показывает 10-й слайд.)
Состав числа 7
Воспитатель. Гном забыл, как надо складывать числа. Давайте ему напомним.
• Игра «Засели «домик» числа 7»
Дети выполняют задание с раздаточным материалом. После выполнения задания дети отвечают. 7 — это 6 да 1.
7 — это 5 да 2.
7 — это 4 да 3.
7 — это 3 да 4.
7 — это 2 да 5.
7 — это 1 да 6.
Воспитатель. Какие вы пословицы и поговорки знаете с числом семь?
Дети. Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Воспитатель. И с этим заданием
справились! Вот Белоснежка и проснулась. (Показывает 11-й слайд.)
Итог занятия
Наше путешествие показало, что вы дети смекалистые, внимательные, сообразительные. Ваши знания и добрые сердца помогли гномам разбудить Белоснежку. Гномики очень трудолюбивые. Они добывают драгоценные камни в пещерах. Вот они вам и прислали волшебные самоцветы, которые превратились в сладкие леденцы.
Воспитатель угощает детей. |